Часы Tissot, может, и не боготворят как, скажем, Breguet или Patek Philippe, зато их искренне любят. И любовь многонациональной конфедерации из года в год подтверждают разнообразные статистические опросы: модели Tissot есть в часовых гардеробах 60% швейцарцев. Это колоссальный показатель для страны, где трое из четырех граждан имеют или родственное, или иное самое непосредственное отношение к какому-нибудь часовому бренду! Кстати, наглядно понять причину этой любви можно, посетив выставку, посвященную 160-летию Tissot, которая сейчас проходит в Женеве, в центре Cite du Temps.
Основанная в 1853 году в городке Ле-Локль Шарлем Фелисьеном Тиссо и его сыном Шарлем-Эмилем компания Charles Tissot et Fils снабжала работой жителей окрестных горных деревушек, распределяя между ними заказы на изготовление деталей часовых механизмов и корпусов. Уже очень скоро этих заказов стало очень много, так как Тиссо-сын оказался весьма энергичным и мудрым бизнесменом и отправился в турне по крупнейшим рынкам мира, чтобы оценить их потенциал, но главное - узнать, какие часы хотят иметь люди. И одной из первых стран стала Россия, где Шарль-Эмиль открыл продажи часов Tissot уже в 1858 году. В общей сложности Тиссо-младший объездил 53 страны - достижение, которое впечатляет даже сейчас, когда из Москвы до Ле-Локля можно добраться за 4 часа. Ну а тогда так не работал никто.
Эти поездки и помогли Tissot создать часы, пользовавшиеся одинаково большим спросом в России и Америке, Испании и Австро-Венгрии. Например, в России бестселлером была модель Tissot Savonnette с открывающейся крышкой. В России дела шли так хорошо, что вскоре в Москве открылось представительство Tissot, которым руководил лично Шарль-Эмиль Тиссо. Благодаря высокому качеству часов компания Tissot в 1904 году стала поставщиком российской армии. Выпускались обычные модели для офицеров, а также так называемые "Царские" - для среднего и высшего командного состава императорских гвардейских Преображенского и Семеновского полков с выгравированными на крышке полковыми гербами.
Резкое увеличение заказов потребовало полного переоборудования, и постепенно - с 1907-го по 1920-й - Tissot превратилась из сборочного ателье в мощную мануфактуру, оборудованную самыми современными станками. Любопытно, что оба крупнейших в то время часовых производителя располагались по соседству в Ле-Локле. Это были Tissot и гигант Zenith, который вплоть до Второй мировой войны производил часов больше, чем все элитные часовые бренды (включая Rolex) вместе взятые. И ценовой политики лидеры придерживались одной и той же, предпочитая работать в самом востребованном, среднем, ценовом сегменте.
Первые наручные часы Tissot выпустила в 1917 году. Это были легендарные Tissot Prince Banana. "Принцами" тогда было принято называть корпуса прямоугольной формы, а "Бананом" часы обозвали за изящный анатомический изгиб корпуса, который обеспечивал практически идеальное комфортное прилегание часов к запястью. Наручные Tissot Prince Banana наряду с чрезвычайно популярной моделью карманных туристических часов Hermetic (изящный функциональный небольшой будильник в водонепроницаемом корпусе из серебра, отделанном эмалью, лаком и искусственной кожей) приносили основную прибыль компании. Отдельного упоминания заслуживают созданные в 1930 году первые антимагнитные Tissot, которые установили отраслевой стандарт профессиональных часов.
Tissot Classic Prince Gold
Коммерческий успех позволил Tissot не только относительно легко пережить Великую депрессию, но и поглотить несколько менее удачливых конкурентов. Одной из таких компаний в 1937 году стала сама Omega из соседнего Бьена. Когда на базе двух именитых компаний возник концерн SSIH (Sosiete suisse pour Pindustrie horlogere), его возглавил Поль Тиссо, представитель четвертого поколения славной часовой династии. Именно он и предопределил дальнейшую стратегию развития обеих компаний, которой они придерживаются до сих пор: Tissot осталась в излюбленном и самом популярном, среднем, ценовом сегменте, а Omega должна была занять ведущие позиции в роскошном секторе.
Во время Второй мировой компании столь же логично поделили рынки: Omega старалась для летчиков, а имевшая технологии по созданию герметичных корпусов Tissot - для военных моряков. К примеру, специально по заказу Подводного королевского флота Великобритании Tissot выпускала хронографы. После войны компания использовала эти наработки при создании таких популярных моделей, как Navigator (1953 год) с индикатором всемирного времени и PR 516 (1956 год) - автоматические водонепроницаемые часы с календарем. В свою очередь опыт создания авиационных часов помог рождению культовой модели космонавтов Omega Speedmaster. А когда Tissot поделилась с "сестрой" технологиями водозащитных часов, появилась еще одна культовая модель - Omega Seamaster - часы Джеймса Бонда.
Tissot Navigator
Среди многочисленных достижений концерна SSIH необходимо отметить введение в 1960 году прогрессивной технологии, предусматривающей создание одного надежного точного базового калибра и последующее использование его многочисленных вариаций в самых разных моделях компании. Это настолько упростило и оптимизировало производственный цикл, что оборот концерна вырос в 4 раза. И только кварцевый кризис 70-х, нанесший в первую очередь удар по среднеценовому рыночному сегменту, смог остановить успешное развитие Tissot. Однако когда на основе концерна SSIH была создана нынешняя всемогущая состоящая из 20 брендов Swatch Group, ее создатель и владелец Николас Хайек-старший заложил в основу производственного цикла именно этот технологический принцип Tissot. В итоге это спасло всю швейцарскую часовую промышленность.
Ныне Tissot и Omega по-прежнему "сестры" и успешно работают в своих исторических сегментах. Tissot с выпуском более 1 млн часов в год (хотя мощности новой мануфактуры 2011 года позволяют ей легко справляться и с нагрузкой в 5 млн часов в год) - лидер среднего ценового диапазона, а Omega вот-вот догонит Rolex. В 2000 году Tissot презентовала первые в мире многофункциональные часы T-Touch, которые управляются нажатием на сенсорное стекло. А коллекция, презентованная в этом году на выставке в Базеле, столь разнообразна и многочисленна, что даже возникает вопрос: неужели компания потеряла уверенность в себе и начала лихорадочные поиски в новых нишах? К чему же тогда столько классических механических (Tissot Powermatic 80 Chronometer), спортивных кварцевых, карманных и музыкальных, стальных и пластиковых, золотых и алмазных часов? Но если вспомнить о 160-летии, то все становиться понятно. И даже немного жаль, что компания не выпустила трибьюты ко всем своим знаменитым часам. Вот где было бы разнообразие!
Tissot Powermatic 80 Chronometer
Тимур Бараев
Источник